07.04.2021 X В.А. Серебренникова В.А. Серебренникова директор Подписано: МКОУ АГО "АФАНАСЬЕВСКАЯ СОШ" Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа» Приложение №1 к Основной образовательной программе основного общего образования утв. приказом № 141/3 от 31.08.2020 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Орфографический практикум» (5-9 классы на 4 года обучения) 2020 г. Пояснительная записка. Рабочая программа курса «Орфографический практикум» составлена для общеобразовательных 5-9 классов на 4 года обучения в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ с изменениями;- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012) с изменениями; с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 №2/16-з) Цель изучения курса: Цель курса: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов ОГЭ по русскому языку. - - Данная рабочая программа составлена на основе: Гречух Н.И. «Подготовка к ГИА учащихся 9 класса» Опыт подготовки учащихся к ИА в рамках элективного курса. Издательство «Национальное образование»,2017. Т.С. Кудрявцевой, Ю.В. Ванникова «Тайны текста» Задачи курса: формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации. формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию; обучать созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д. расширить навыки самостоятельной работы; развивать навыки работы со справочной литературой; формировать навыки исследовательской работы; учить самоанализу, применять знания в практической деятельности. Курс «Орфографический практикум» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений учебного плана и является курсом по выбору, рассчитанна 4 года обучения в классах с 5-9, всего - 119 часов. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Данный курс, учитывая возрастные особенности обучающихся, обеспечивает постепенное осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры, развитие навыков спонтанной речи. Владение этими навыками необходимо для успешного прохождения ИА. В первые два года обучения дается первоначальное представление лингвистического анализа текста, владение которыми н Программа курса первых дух лет обучения содержит дополнительные сведения о языке и речи, материалы по текстоведению, которые носят консультативный характер и имеют практическое значение. Каждое занятие делится на теоретическую и практическую части. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся. На каждом занятии предусматривается двусторонний подход: теоретическая часть и практическая часть. Теоретическая часть включает повторение правил, изучение трудных случаев правописания. Практическая часть предполагает выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности, закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки. Во время теоретической части учащиеся знакомятся с терминами, понятиями и определениями, способами действия, а во время практической части применяют свои знания, анализируя текст, отвечают на вопросы к нему, анализируют ответы и исправляют ошибки друг друга. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации в устной и письменной форме, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Кроме этого элективный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Лингвистический анализ текста. Обучающиеся получают первые представления о лингвистическом анализе текста с учетом возрастных особенностей и возможностей. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий, подходы к их выполнению. Знакомство с демонстрационным вариантом текущего года. Знакомство с бланками экзаменационной работы, особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Оценивание. Классификация ошибок: орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые, фактические. Текст. Сжатое изложение Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Текст. Сочинение. Сочинение – рассуждение (развёрнутый аргументированный ответ). Виды сочинений, предложенные обучающимся на ИА. 15.1 Лингвистическое сочинение-рассуждение. 15.2 Сочинение-рассуждение, основанное на примерах исходного текста. 15.3 Сочинение – рассуждение (развёрнутый аргументированный ответ), основанное на примерах исходного текста и личном опыте . Критерии оценки задания части. Структура сочинения. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения. Подготовка к устной части ГИА по русскому языку –устному собеседованию(направлено на проверку навыков спонтанной речи). Формирование умения извлекать информацию при аудировании и чтении, понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функциональносмысловым типом речи, создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости, соблюдать в речи основные языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические). Систематизация работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания. Отработка умений и навыков заданий устного собеседования: чтение текста вслух; пересказ текста с привлечением дополнительной информации; монологическое высказывание по одной из выбранных тем; диалог с экзаменаторомсобеседником. Работа с бланками, необходимыми при прохождении ГИА. Комплексный анализ текста: понимания текста, вербальное оформление этого понимания, владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности. Обучение выполнению тестовых заданий. Понимание выполнений заданий по исходному тексту. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Выразительные средства. Стили речи. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Итоговый контроль. Диагностические работы. Анализ ошибок. Первый обучения. Тематическое планирование (34 часа) № п\ п Тема урока 1. Текст как единое целое 5ч. Признаки текста; связность, законченность, смысловое единство, информативность. Средства связи предложений в тексте. Порядок предложений в тексте Порядок слов в предложении. Инверсия. Виды связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь Типы речи 4ч. 6 Типы речи 7. Повествование 8. Описание 9. Рассуждение 10. Типы текстов, их структура. Стили речи 4ч. 11. Стилевые особенности текста 2. 3. 4. 5. 12. Стилевое единство текста. 13. Разговорный и книжный стили 14. Научный и официальный стили Синтаксические средства выразительности в тексте 4 ч. 15. Парное соединение однородных членов. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 Анафора. 17. Эпифора. 18. Повторение слов. Риторический вопрос Художественные средства выразительности в текст 4ч. 19. Публицистический и художественней стили. 1 20. Тропы. Переносное значение слова. 1 1 1 1 21. Метафора. Олицетворение. 22. Сравнение Учимся понимать текст 5 ч. 23. Тема и основная мысль текста. 1 1 1 Эпиграф, Заглавие. Развитие мысли в тексте. Микротемы и абзацы. План текста. Сжатие как вид информационной переработки текста 6 ч. Три способа сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение 1 1 1 1 1 29. Приемы сжатого изложения текста: исключения 30. Приемы сжатого изложения текста:обобщение (слияние нескольких предложений в одно). 31. Упрощение (разделение, свертывание текста). 32. Практическое занятие Создание текста 2ч. 33. Создание текста на основе данного и его редактирование. 34. Итоговое занятие. 1 1 24. 25. 26. 27. 28. Второй год обучения. Тематическое планирование (34 часа) 1 1 1 1 № Тема урока п\п Раздел 1. Введение. Значение курса, его задачи Особенности ОГЭ по русскому языку. Знакомство с демоверсией 1 письменной части ИА. Знакомство с демоверсией устной части экзамена по русскому языку. 2 Количество часов 1 1 3 Сжатое изложение Сжатое изложение. Особенности текстов для изложения на ИА. Что такое микротема. 1 4 Учимся находить микротемы исходного текста. 1 5 Абзацное членение текста. 1 6 Практическое занятие. 1 7 Проверочная работа по изученному материалу 1 8 Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста: ИСКЛЮЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, УПРОЩЕНИЕ. 1 9 10 Прием сжатия текста - ИСКЛЮЧЕНИЕ Прием сжатия текста - ОБОБЩЕНИЕ. 1 1 11 Прием сжатия текста - УПРОЩЕНИЕ. 1 12 Приемы сжатия текста. Отработка написания сжатого изложения. 1 13 Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. 1 14 Сжатое изложение. Практическая работа. 1 15 Сочинение - рассуждение Критерии оценки задания. Структура сочинения. 16 Виды сочинения:15.1,15.2,15.3 Общие и отличительные признаки. 17 План сочинения. Тезис. Учимся формулировать тезис. 1 18 1 19 Основная часть. Аргументы. Учимся аргументировать из исходного текста. Сочинение 15.2.Особенности. Аргументы из исходного текста 20 Сочинение 15.2. Приемы ввода примеров из исходного текста 1 1 21 Заключение сочинения. Учимся писать заключение. 1 22 Сочинение 15.2. Практическая работа. 1 23 Сочинение 15.3. Аргументы на основе личного опыта. 1 24 Сочинение 15.3. Практическая работа. Устная часть экзамена Особенности устной части экзамена по русскому, особенности тем. Что такое спонтанная речь. Особенности чтения текста вслух. Требования. Практическое занятие. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации Практическая работа. Монологическое высказывание по одной из выбранных тем Практическое занятие. Диалог с экзаменатором-собеседником. Итоговое занятие 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Третий год обучения. Тематическое планирование(34 часа) № п\п 1 Название разделов и тем Знакомство с демоверсией текущего года, изменения. Количество часов 1 1 3 Знакомство с демоверсией устной части экзамена по русскому языку текущего года. Повторение. Оценивание. Классификация ошибок. 4 5 Практическая работа. Повторение. Сжатое изложение. 1 1 6 Повторение. Приемы сжатия текста: ИСКЛЮЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, УПРОЩЕНИЕ. 1 7 Тексты изложений текущего года 1 8 Отработка написания сжатого изложения. 1 9 Практическое занятие. 1 10 1 11 Сочинение-рассуждение. Отличие видов сочинений, предложенных на ИА. Повторение. Критерии оценки задания. Структура сочинения. 12 План сочинения. Формулировка тезиса. 1 2 1 1 13 Учимся писать заключение 1 14 Сочинение 9.3. Особенности сочинения с аргументами исходного текста и на основе личного опыта. Аргументация на основе личного опыта. 1 19 Что такое слова-клише. Практическое занятие. Пишем сочинение 9.3 Особенности выполнение тестовых заданий по русскому языку. Задание 2. Задание 3. 1 1 1 1 1 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Задание 4. Задание 5. Задание 6. Задание 7. Задание 8. Задание 9.2 Практическая работа Задание 9.3 Практическая работа Устная часть экзамена. Особенности спонтанной речи Основные требования к чтению вслух. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29 Пересказ текста с включением цитаты. 1 30 Монолог по выбранной теме. 1 31 Диалог по заданным вопросам. 1 32 Практическое занятие. 1 33 34 Диагностическая работа в форме ОГЭ. Анализ ошибок 1 1 15 16 17 18 1 32 Практическое занятие. 1 33 34 Диагностическая работа в форме ОГЭ. Анализ ошибок 1 1 Четвертый год обучения. Тематическое планирование (34 часа) № п\п Наименование разделов и тем Количеств о часов 1 1 Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий 2 Основные правила выразительного чтения текста 1 3 Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста. 1 Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Контроль. 1 4 5 Способы запоминания текста. 1 6 Способы цитирования текста 1 Уместное, логичное включение цитаты в текст. 1 Пересказ текста с включением цитаты. Контроль. 1 Культура ведения монолога. Тип речи повествование. 1 Культура ведения монолога. Тип речи описание. 1 Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение. 1 Грамматические нормы. 1 Речевые нормы. Орфоэпические нормы. 1 14 Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога. 1 15 Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога. 1 Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку 1 Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку 1 7 8 9 10 11 12 13 16 17 Текст как речевое произведение. Анализ текста 18 Выразительные фразеологии. 19 20 21 22 23 средства лексики 1 и 1 Слитное, дефисное, раздельное написание приставок. 1 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/НН-). 1 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи 1 Правописание личных окончаний глаголов и причастий. 1 Лексика и фразеология. Фразеологические обороты 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 Синонимы. Контекстные синонимы. 1 Словосочетание 1 Предложение. 1 Грамматическая (предикативная) основа предложения. 1 Осложнённое простое предложение 1 Пунктуационный анализ. 1 Синтаксический анализ сложного предложения 1 Сложные предложения с разными видами связи 1 Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 15.1) 1 Сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста (15.2) Сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста (15.3) Анализ написанного сочинения. 1 1 Применяются следующие формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы и приёмы обучения: -обобщающая беседа по изученному материалу; -виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой; -составление учащимися авторского текста; -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; -комментирование орфограмм и пунктограмм. Используются методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция учителя с различными видами заданий); практические (проведение деловых игр и практикумов; работа с пакетами КИМов; написание изложений и сочинений; самостоятельный отбор материала; упражнения с различными заданиями; составление обобщающих таблиц и схем); наглядные (таблицы, схемы, слайды на мультимедийном оборудовании); контроль и самоконтроль (устный и письменный опрос, контрольная работа (тестирование). - - Требования к уровню подготовки учащихся В ходе занятий учащиеся должны научиться: овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников; научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля; владеть формами обработки информации исходного текста; через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ; работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать его смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю); выполнять различные типы тестовых заданий; четко следовать инструкциям, сопровождающим задание; самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий; работать с бланками экзаменационной работы; хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка; правильно отмечать в бланке вариант ответа; писать сочинения части 15.1; 15.2; 15.3 сокращать текст изложения сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена ЛИТЕРАТУРА: 1.Гиндлина И.М. Все правила русского языка (сост. И.М.Гиндлина.- М.: АСТ:Астрель, 2016. 2.Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы (составитель А.Б.Малюшкин- М.;ТЦ Сфера, 2014. 3.Новиченок И.К. Русский язык. Грамматика в таблицах и схемах.- СПб: Издательский Дом «Литера», 2015. 7.Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы.М.:Просвещение, 2011. 4.Цыбулько И.П.ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36вариантов (под ред.И.П.Цыбулько-М.:Издательство«Национальное образование», 2020. 5.Штоль А.А. Русский язык в таблицах. Орфография и пунктуация. Как избежать ошибок. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007.-80 стр. 6. www.fipi.ru.. Материалы сайта ФИПИ