rodnaja_literatura_fgos_5-9_kl.

07.04.2021

X В.А. Серебренникова
В.А. Серебренникова
директор
Подписано: МКОУ АГО "АФАНАСЬЕВСКАЯ СОШ"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»

Приложение №1 к Основной
образовательной программе
основного общего образования
утв. приказом № 141/3 от 31.08.2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету « Родная литература»
(5 – 9 классы)
ФГОС

2020 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по родной литературе составлена для обучающихся 5 – 9 классов
общеобразовательной школы.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ с изменениями (в редакции от 13.03.2016 г.)
Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
N 1897) с изменениями и дополнениями (в редакции от 31.12.2015 г.),
с учетом
Примерной основной образовательной программы основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Рабочая программа предполагает использование учебников:
Рабочая программа предполагает использование учебников:
Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2ч. / Авт.-сост.:
Г.С. Меркин. - М.: ООО «Русское слово», 2013
6 класс: «Литература». Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. В двух
частях. Автор-составитель Г.С.Меркин. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015
7 класс: «Литература». Учебник для 7 класса общеобразовательных организаций. В двух
частях. Автор-составитель Г.С.Меркин. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015
8 класс: «Литература». Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций. В двух
частях. Автор-составитель Г.С.Меркин. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017
9 класс: «Литература». Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. В двух
частях. Авторы-составители Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. М.: ООО
«Русское слово - учебник», 2019

Цели изучения предмета.
Цель изучения литературы на этапе основного общего образования –
формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и
понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной
литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к
адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и
самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.
Предмет « Родная литература» изучается на уровне основного общего образования
в качестве обязательного предмета в 5-9 классах. В учебном плане с 5-9 классы отводится
85 часов на его изучение: по 17 часов часа в 5 - 9 классах.

2

Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная
литература" должны отражать:
Родная литература:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно
обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
3

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной
школе
•

Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

•

Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

•

Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть,

рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма,
трагедия).
•

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм,

романтизм, реализм, модернизм.
•

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика,

идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой,
персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет,
фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер;
диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
•

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные

средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза,
оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись,
аллитерация, ассонанс.
•

Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм,

рифма, строфа.

4

Тематическое планирование 5 класс.
№

2.
3.

Раздел
Тема урока
Из устного народного творчества
Загадки.
Пословицы и поговорки.
Литературная игра.

4.

Письменная работа

1.

Количество
часов
1
1
1
1

5.

Сказка «Царевна-лягушка».
1

6.

«Чего на свете не бывает».
1

7.

«Падчерица».
1

8.
Р/Р
9.

Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению.
1
Письменная работа. Творческая мастерская.
1
1

11.

Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет»
«Кий, Щек, Хорив», «Хазары».

12.

Русские басни. В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса»

10.

1

1
13
р/р.
14.

А.П. Сумароков «Ворона и Лиса».
Басни И.А. Крылова.

1
1

15.
16.
17.

«Волк на псарне», «Свинья под Дубом».
Русская басня в XX в.
Письменная работа по теме «Басни»

1
1
1

Тематическое планирование 6 класс
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема урока

Количество
часов
«Солдат и смерть»
1
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
1
«Сказание о белгородских колодцах»
1
«Повесть о разорении Рязани Батыем».
1
«Поучение...» Владимира Мономаха
1
Письменная работа «Летопись школьной жизни»
1
М.В. Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы,
1
5

поэт, гражданин.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»
М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов
и Петр Великий.
В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе.
Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана».

1
1

Анализ баллады «Светлана».
Мастерская творческого письма.
Письменная работа «Рассказ о событиях от лица их
участника»
Письменная работа «Спешите делать добро»
Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни
Письменная работа «Внутренний
мир человека»
Всего

1
1
1

1
1

1
1
1
17

Тематическое планирование. 7 класс
№

Тема урока

1.

Из устного народного творчества (5 ч.)
Былина «Святогор и Микула Селянинович».
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Образы былинных богатырей в произведениях литературы и
искусства
Русские народные песни.
Песни свадебные, лирические, лиро-эпические.
Из древнерусской литературы (1 ч.)
Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня
своего…», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Из литературы XVIII в. (7 ч.)
Классицизм. Краткие сведения о М.В.Ломоносове.
Из оды «На день восшествия…».
Учение М.В.Ломоносова о «трёх штилях». Подготовка к
домашнему сочинению на тему «Слава науке».
Краткие сведения о Г.Р.Державине. Стихотворение «Властителям
и судиям».
Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия «Недоросль».
Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной
конфликт комедии, её проблематика.
Правдин и Стародум. Проблема крепостного права и
государственной власти в комедии.
Подготовка к домашнему сочинению-рассказу от лица очевидца

2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

6

Количество
часов
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

15
16
17

Произведения русских поэтов XIX в. о России.
Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны.
Русские поэты XX в. о России.
Всего:

1
1
1
17

8 класс Тематическое планирование
1
2
3

4
5
6
7

8
9
10

11
12
13
14
15
16
17

Вводный урок. Родная (русская) литература
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (2 часа)
Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Разин и девкаастраханка»
«Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молиться по
сыне»
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа)
«Сказание о Борисе и Глебе»
«Слово о погибели
Русской земли». Тема добра и зла в
произведениях.
«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных
представлений о человеке.
«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость,
святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (3 часа)
Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и
поэзии в стихотворении «Памятник»
Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.
«Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.
Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика,
новый тип героя . Образ Лизы
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19-20 В. (5 часов)
Вн.чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века
Островский А.Н. Краткие сведения о писателе.
Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Связь с мифологическими и
сказочными сюжетами.
Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы
фольклора в сказке
Внеклассное чтение по литературе 20 века.
Промежуточная аттестация
Итоговый урок
Всего

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
17

9 класс Тематическое планирование
1

Введение. Богатство русской классики. Её роль в жизни
современного человека.

1

2

Из древнерусской литературы
Патриотическое звучание основной идеи поэмы «Слова о полку
Игореве», ее связь с проблематикой эпохи

1

7

3

4
5
6

Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в
поэме «Слово о полку Игореве»
Из литературы XVIII века
Приемы классицизма в оде Ломоносова М. В. «На день
восшествия…»
Проблема воспитания и образования русского дворянства в
комедии Д. И Фонвизина «Недоросль».
Сказания, легенды,
рассказы из «Истории государства Российского» Карамзина.

1

1
1
1

Литература первой половины XIX века.
7

Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского (на
выбор).

1

8
9

Родная природа в лирике поэтов-романтиков I четверти XIX века
«Да ведают потомки православных…» (Трагедия «Борис Годунов»
А. Пушкина)
Герои и проблематика «Повестей покойного Ивана Петровича
Белкина»
Поэма «Беглец» М. Ю. Лермонтов
Н. В. Гоголь «Петербургские повести»
Из литературы XX века.

1
1

Гуманистический характер поэзии и прозы Великой Отечественной
войны (обзор)
Образ русского солдата в рассказе М. А. Шолохова «Судьба
человека»
Лихачев Д. С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное
напутствие молодёжи
Образ русской праведницы в рассказе А. И. Солженицына
«Матренин двор»
Рождественский Р.И. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно маленькой…».

1

10
11
12

13
14
15
16
17

Всего 17 часов

8

1
1
1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».