07.04.2021 X В.А. Серебренникова В.А. Серебренникова директор Подписано: МКОУ АГО "АФАНАСЬЕВСКАЯ СОШ" Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа» Приложение №1 к Основной образовательной программе основного общего образования утв. приказом № 141/3 от 31.08.2020 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Родная литература» (5 – 9 классы) ФГОС 2020 г. Пояснительная записка. Рабочая программа по родной литературе составлена для обучающихся 5 – 9 классов общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ с изменениями (в редакции от 13.03.2016 г.) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) с изменениями и дополнениями (в редакции от 31.12.2015 г.), с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Рабочая программа предполагает использование учебников: Рабочая программа предполагает использование учебников: Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2ч. / Авт.-сост.: Г.С. Меркин. - М.: ООО «Русское слово», 2013 6 класс: «Литература». Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. В двух частях. Автор-составитель Г.С.Меркин. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015 7 класс: «Литература». Учебник для 7 класса общеобразовательных организаций. В двух частях. Автор-составитель Г.С.Меркин. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015 8 класс: «Литература». Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций. В двух частях. Автор-составитель Г.С.Меркин. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017 9 класс: «Литература». Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. В двух частях. Авторы-составители Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019 Цели изучения предмета. Цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. Предмет « Родная литература» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах. В учебном плане с 5-9 классы отводится 85 часов на его изучение: по 17 часов часа в 5 - 9 классах. 2 Планируемые результаты изучения учебного предмета. Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература" должны отражать: Родная литература: 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить: воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. 3 Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе • Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. • Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор. • Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия). • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. • Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф. • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс. • Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа. 4 Тематическое планирование 5 класс. № 2. 3. Раздел Тема урока Из устного народного творчества Загадки. Пословицы и поговорки. Литературная игра. 4. Письменная работа 1. Количество часов 1 1 1 1 5. Сказка «Царевна-лягушка». 1 6. «Чего на свете не бывает». 1 7. «Падчерица». 1 8. Р/Р 9. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению. 1 Письменная работа. Творческая мастерская. 1 1 11. Из древнерусской литературы Из «Повести временных лет» «Кий, Щек, Хорив», «Хазары». 12. Русские басни. В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса» 10. 1 1 13 р/р. 14. А.П. Сумароков «Ворона и Лиса». Басни И.А. Крылова. 1 1 15. 16. 17. «Волк на псарне», «Свинья под Дубом». Русская басня в XX в. Письменная работа по теме «Басни» 1 1 1 Тематическое планирование 6 класс № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Тема урока Количество часов «Солдат и смерть» 1 «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». 1 «Сказание о белгородских колодцах» 1 «Повесть о разорении Рязани Батыем». 1 «Поучение...» Владимира Мономаха 1 Письменная работа «Летопись школьной жизни» 1 М.В. Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, 1 5 поэт, гражданин. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана». 1 1 Анализ баллады «Светлана». Мастерская творческого письма. Письменная работа «Рассказ о событиях от лица их участника» Письменная работа «Спешите делать добро» Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни Письменная работа «Внутренний мир человека» Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 17 Тематическое планирование. 7 класс № Тема урока 1. Из устного народного творчества (5 ч.) Былина «Святогор и Микула Селянинович». Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Образы былинных богатырей в произведениях литературы и искусства Русские народные песни. Песни свадебные, лирические, лиро-эпические. Из древнерусской литературы (1 ч.) Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Из литературы XVIII в. (7 ч.) Классицизм. Краткие сведения о М.В.Ломоносове. Из оды «На день восшествия…». Учение М.В.Ломоносова о «трёх штилях». Подготовка к домашнему сочинению на тему «Слава науке». Краткие сведения о Г.Р.Державине. Стихотворение «Властителям и судиям». Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия «Недоросль». Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика. Правдин и Стародум. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии. Подготовка к домашнему сочинению-рассказу от лица очевидца 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 6 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 17 Произведения русских поэтов XIX в. о России. Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны. Русские поэты XX в. о России. Всего: 1 1 1 17 8 класс Тематическое планирование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Вводный урок. Родная (русская) литература ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (2 часа) Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Разин и девкаастраханка» «Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молиться по сыне» ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа) «Сказание о Борисе и Глебе» «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях. «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке. «Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (3 часа) Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник» Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19-20 В. (5 часов) Вн.чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века Островский А.Н. Краткие сведения о писателе. Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке Внеклассное чтение по литературе 20 века. Промежуточная аттестация Итоговый урок Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 9 класс Тематическое планирование 1 Введение. Богатство русской классики. Её роль в жизни современного человека. 1 2 Из древнерусской литературы Патриотическое звучание основной идеи поэмы «Слова о полку Игореве», ее связь с проблематикой эпохи 1 7 3 4 5 6 Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме «Слово о полку Игореве» Из литературы XVIII века Приемы классицизма в оде Ломоносова М. В. «На день восшествия…» Проблема воспитания и образования русского дворянства в комедии Д. И Фонвизина «Недоросль». Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» Карамзина. 1 1 1 1 Литература первой половины XIX века. 7 Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского (на выбор). 1 8 9 Родная природа в лирике поэтов-романтиков I четверти XIX века «Да ведают потомки православных…» (Трагедия «Борис Годунов» А. Пушкина) Герои и проблематика «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» Поэма «Беглец» М. Ю. Лермонтов Н. В. Гоголь «Петербургские повести» Из литературы XX века. 1 1 Гуманистический характер поэзии и прозы Великой Отечественной войны (обзор) Образ русского солдата в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Лихачев Д. С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи Образ русской праведницы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Рождественский Р.И. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…». 1 10 11 12 13 14 15 16 17 Всего 17 часов 8 1 1 1 1 1 1