13.02.2023
Проявления СДВГ многообразны
Отмечается до 100 особенностей поведения при этом синдроме.
Но есть и основные черты:
- невнимательность,
- импульсивность,
- гиперактивность.
Обратите внимание: традиционно в нашем сознании дефицит внимания ассоциируется с гиперактивностью.
Это не совсем верно: среди детей с СДВ можно встретить детей и без гиперактивности.
СДВ без гиперактивности
Дети с синдромом дефицита внимания без гиперактивности не просто не проявляют активности, они даже
более медлительны, чем остальные. Это дети, которые «спят на ходу», «витают в облаках», «не от мира
сего», легко запутываются и отвлекаются. У них появляются трудности с учебой, они медленно обрабатывают
информацию, им трудно что-либо вспомнить. Складывается впечатление, что в основном у таких детей
нарушена скорость обработки информации и избирательное внимание. Они часто не способны удерживать
внимание на деталях, плохо слушают обращенную к ним речь, могут «выпадать» из разговора, терять нить
рассказа.
Это дети-мечтатели, они часто забывают и теряют вещи в школе и дома. У них могут наблюдаться
расстройства настроения. Часто бывают тревожными, озабоченными. Они не срывают уроки. Как правило,
бывают очень стеснительными. СДВ не вызывает у них проблем с поведением, их проблема — плохая
концентрация внимания. Чего не скажешь про другой тип детей.
СДВ с гиперактивностью
Эти ученики сразу обращают на себя внимание. Они способны сорвать любое занятие. Гиперактивность, как
следует из названия, — чрезмерно активное поведение. Но в отличие от активности других детей
с повышенной энергичностью, дети с СДВГ могут двигаться просто так, без всякой цели. Это может быть
бесцельное передвижение по классу, ерзанье на стуле или постукивание по парте карандашом.
Избыточная подвижность и непоседливость особенно проявляется в ситуациях, требующих относительного
покоя
Такие дети не способны сидеть неподвижно в течение всего урока. Если чего-то хочется, они стремятся
получить это быстрее других: им сложно дождаться своей очереди или соблюдать правила. Действуют
согласно первому желанию, часто берут чужие вещи. Этот список можно продолжать и продолжать.
Однако статистика говорит нам, что таких детей — от 3 до 20%. И учить их, конечно, тоже нужно. Беда в том,
что стандартные приёмы и методы на таких учеников не действуют. К ним нужен особый подход как во время
занятий в учебном центре или школе, так и дома.
Особенности работы, практические приёмы и способы
Продолжительность и время занятий
Гиперактивному ребенку прощу работать в начале дня, а не вечером. В самом начале урока, а не в конце.
Ребенок с СДВГ не способен удерживать внимание в течение школьного урока (45 минут), уже на 7-8 минуте
после начала урока он проявляет двигательное беспокойство и теряет внимание.
Для гиперактивных детей характерна цикличность: они продуктивно работают 5-15 минут, затем 3-7 минут
мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не слушает
учителя. Детям будет значительно легче, если всё занятие делить на короткие периоды. А после выполнения
2-3 заданий проводить физкультминутки или гимнастику для пальцев.
Рассадка в классе
Во время урока детям тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют работать
в группе, требуя к себе индивидуального внимания учителя. Часто не могут завершить работу, мешая при
этом одноклассникам. Поэтому гиперактивному ребёнку лучше сидеть ближе к учителю и подальше
от возможных источников отвлечения (окно, шкаф и т. д.)
Наиболее частая ошибка — посадить ребенка за последнюю парту. Без внешней помощи учителя ребенок
не сможет работать и вести себя на уроке нужным образом. Посадив его поближе, мы предоставляем ученику
возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случае затруднения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.02.2023
Дата обновления: 05.03.2024
Дата публикации: 13.02.2023