russkij-rodnoj-jazyk_fgos_5-9_klass

07.04.2021

X В.А. Серебренникова
В.А. Серебренникова
директор
Подписано: МКОУ АГО "АФАНАСЬЕВСКАЯ СОШ"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»

Приложение №1 к Основной
образовательной программе
основного общего образования
утв. приказом № 141/3 от 31.08.2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Русский (родной) язык»
(5 – 9 классы)
ФГОС

2020 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку составлена для обучающихся 5 – 9 классов
общеобразовательной школы.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ с изменениями (в редакции от 13.03.2016 г.)
Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
N 1897)с изменениями и дополнениями(в редакции от 31.12.2015 г.),
с учетом
Примерной основной образовательной программы основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Рабочая программа предполагает использование учебников:
Баранов М. Т. , Ладыженская Л. А., Тростенцова Л. А. и др.; Русский язык. 5
класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. М.: Просвещение,
2015
Баранов М. Т. , Ладыженская Л. А., Тростенцова Л. А. и др.; Русский язык. 6
класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. М.: Просвещение,
2015
Баранов М. Т. , Ладыженская Л. А., Тростенцова Л. А. и др.; Русский язык. 7
класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015
Баранов М. Т. , Ладыженская Л. А., Тростенцова Л. А. и др.; Русский язык. 8
класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015
Бархударов С.Г., Крючков С, Е., Максимов Л.Ю. Русский язык. 9 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019
Цели изучения предмета.
•
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю
культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку
межнационального общения;
•
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их
углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их
использование при анализе и оценке языковых фактов;
•
овладение основными видами речевой деятельности, использование
возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
Предмет «Русский (родной) язык» изучается на уровне основного общего образования в
качестве обязательного предмета в 5-9 классах. В учебном плане на его изучение с 5-9 кл.
отводится 85 час. в 5- 9 классе по – 17 часов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная
литература" должны отражать:
Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения
и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных
единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.

Содержание учебного предмета.
5 класс (17ч.)

Фонетика, орфоэпия, графика.
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в
речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность,
подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.
Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на
письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы,
определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков;
ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка
собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Лексикология
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Лексический анализ слова.
6 класс (17 ч.)
Культура речи
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические,
пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в
овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального общения.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы
употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в
речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической
сочетаемости и др.)
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке.
Общие сведения о языке
Русский язык - один из развитых языков мира. Русский язык в современном мире.
Лексикология и фразеология.
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики.
Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный,
сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова.
Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы
употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в
речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической
сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
7 класс (17 ч.)
Развитие связной речи.

Стили литературного языка. Публицистический стиль. Сочинение-рассказ по данному
сюжету . Сочинение – описание действия. Сочинение по картине.
Сочинение-рассуждение.
Изложение текста с описанием действия. Подробное изложение. Выборочное изложение
по художественному тексту.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Основные критерии культуры речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства
общения. Межкультурная коммуникация.
8 класс (17 ч.)
1. Синтаксис и пунктуация. Культура речи
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как
единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса.
2. Предложение. Простое предложение.
3. Двусоставные предложения. Главные члены предложения
Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Сказуемое. Способы выражения сказуемого.
9 класс (17 ч.)

Раздел 1 Язык и культура.
Русский язык – национальный язык русского народа.
Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства.
Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного
культурного человека.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Язык как зеркало
национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры
народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта
(национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национальнокультурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.); народно-поэтические
символы
(за тридевять земель, цветущая калина –
девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица,
рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, , Василиса
Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских
народных и литературных сказках, народных песнях, былинах,
художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских
народных и литературных сказок (битый небитого везет; по щучьему
велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать;

при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой
Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных
ситуациях речевого общения.
Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного
ума и особенностей национальной культуры народа.
Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими
языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в
устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щеки, вытягивать шею,
всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное
средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения
задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами
субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.
Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника,
голубика, земляника, рыжик).
Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика.
Метафора, олицетворение, эпитет
как изобразительные средства. Поэтические образы и слова-символы, обладающие
традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением.
Связь определенных наименований с некоторыми качествами,
эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной,
избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о
болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для
эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости –
в тюркских языках и т.п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения
по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но
воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена
популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена,
входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого
определенную стилистическую окраску.
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их
названий.
Раздел 2 Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и
допустимые варианты произношения. Не рекомендуемые и неправильные
варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркер смысла слова: пАрить — парИть,
рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная —
було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ем — до[ж’]ем
Произносительные варианты на уровне словосочетаний
(микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).

Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность
выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету
или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имен существительных,
прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.
Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚
разговорный и просторечный) употребления имен существительных,
прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино –
кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз,
импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий
— короткий, беспрестанный - бесперестанный‚ глаголить – говорить –
сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых
имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями,
коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать,
музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род
аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имен
существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с
окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания,
войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы
(литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы
(приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные);
соболя (меха) –соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и
профессиональные особенности формы именительного падежа
множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря,
цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).
Речевой этикет
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы
речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История
этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления
в качестве обращений собственных имен , названий людей по степени
родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и
полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека,
отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в
официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы
обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3 Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и
богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп),
способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные
формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи.
Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.
Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка.
Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с
уменьшительными суффиксами и т.д.).

Русский (родной) язык. 5 класс Тематическое планирование

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17

Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Фонетика. Гласные звуки
Согласные звуки.
Изменение звуков в потоке речи
Согласные твёрдые и мягкие
Согласные звонкие и глухие
Графика. Алфавит
Обозначение мягкости согласных с помощью ь
Двойная роль букв е,ё,ю,я. Словарный диктант
Орфоэпия. Анализ словарного диктанта
Фонетический разбор слова
Повторение и систематизация изученного по разделу «Фонетика».
Проверочное тестирование по теме «Фонетика»
Лексика.
Слово и его лексическое значение
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение слова
Омонимы
Синонимы.
Антонимы. Повторение изученного.
Всего:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
17

6 класс Русский (родной) язык. Тематическое планирование

№
п\п
1
2
3
4

Тема урока

Язык, речь, общение
Р/р Ситуация общения
Фонетика. Орфоэпия. Графика
Фонетика. Орфоэпия

Количест
во часов
1
1
1
1

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Основные признаки текста
Текст и его стили
Официально-деловой стиль
Общеупотребительные слова.
Диалектизмы
Исконно русские и заимствованные слова
Устаревшие слова
Словари
Фразеологизмы
Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи
Основные способы образования слов в русском языке.
Основные способы образования слов в русском языке:
морфологические и неморфологические
Этимология слов.
Всего:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17

7 класс. Тематическое планирование

№
п/п

Тема урока

Количест
во
часов

1
2
3
4

Стили русского литературного языка.
Публицистический стиль
РР Изложение с изменение формы действующего лица (упр 116)
Р/р. Устное сочинение по личным наблюдениям «Вы с ним знакомы»

1
1
1
1

5

Р/р. Р/р. Сочинение-описание действий.
Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по
личным впечатлениям
Р/р Сочинение на лингвистическую тему
Р/р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения.
Р/р. Устное сочинение-рассказ по данному сюжету.
Р/р. Текст. Стили речи
Лексические нормы. Грамматические нормы
Интонационные нормы. Нормы построения текста
Нормы речевого поведения
Контрольная работа и её анализ
Всего:

2

6
7
8
9
10
11
12
13

2
2
2
1
1
1
1
1
17

Родной язык 8 класс Тематическое планирование

1

Вводный урок. Родной (русский) язык
Синтаксис и пунктуация. Культура речи

7

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13.
14.
15.
16.
17.

Основные единицы синтаксиса.
Текст как единица синтаксиса
Предложение как единица синтаксиса.
Словосочетание как единица синтаксиса
Виды словосочетаний
Связь слов в словосочетании
Синтаксический разбор словосочетаний
Предложение. Простое предложение.
Грамматическая основа предложения
Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Двусоставные предложения. Главные члены предложения
Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое
Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Промежуточная аттестация
Итоговый урок

1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
6+2
1
1
1
1
1
1
1

Родной язык 9 класс Тематическое планирование

№

1
2
3
4

5
6

7

Тема
Раздел 1 Язык и культура.
Роль родного языка в жизни человека
Крылатые слова и выражения из русских народных
и литературных сказок.
Краткая история русской письменности
Особенности русской интонации, темпа речи по
сравнению с другими языками. Особенности
жестов и мимики в русской речи. Отражение их в
устойчивых выражениях (фразеологизмах) в
сравнении с языком, жестов других народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как
изобразительное средство.
Р/Р. Изложение с использованием слов со
специфическим оценочно-характеризующим
значением.
Работа над ошибками изложения. Русские имена,
исконные и заимствованные. Происхождение
названий общеизвестных старинных русских
городов.
Раздел 2 Культура речи.

Кол-во часов

8
9
10
11

12
13

14
15
16
17

Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка
Основные лексические нормы современного
русского литературного языка.
Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка.
Р/Р. Контрольный тест по установлению
соответствия между предложениями и
использованными в них средствами
выразительности.
Работа над ошибками контрольного теста.
Речевой этикет
Раздел 3 Речь. Речевая деятельность. Текст.
Виды речевой деятельности. Текст как единица
языка и речи.
Р/Р. Комплексный анализ текста.
Работа над ошибками комплексного анализа текста
Итог. Что мы узнали на уроках родного русского языка?

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Демонстрационное оборудование:
1Видеофильмы, соответствующие тематике.
Технические средства обучения:
Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
постеров и таблиц.
2. Компьютер и видеопроектор
Методическая литература для учителя
1.Р.И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности –М., Дрофа 2009
2 А.И. Горшков. Русская словесность. М., Дрофа 2000
3.Филипп Алексеев. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. М.
«Издательство АСТ» 2018
4.А.Г. Нарушевич. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов на Дону:
Легион 2017
5.С.В. Сергушева. Комплексный анализ текста. Санкт-Петербург «Литера» 2005
Литература для учащихся
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс.
Н.В. Егорова. Москва. ВАКО.
2012 г.
Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы.
И.О.Родина. Ростов –на- Дону.
Серия «Школьный репетитор». 2010 г.
Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и схемах.
В.А. Прядко. СанктПетербург. Литера. 2014 г.
Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах.
Е.А. Арбатова. СанктПетербург. Литера. 2014 г.
Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и абитуриентов.

И.
Анненкова. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
Доклады и сообщения по русскому языку.
Т.Г. Каширина. Москва.Эксмо. 2010 г.
Правила русского языка в таблицах и схемахЕ.А. Арбатова. Санкт-Петербург. Литера.
2009 г.
Варианты и ответы централизованного тестирования русский язык.
Москва. Центр
тестирования. 2010 г.
Ушаков Д.Н. Крючков С.Е. Орфографический словарь. 1990 г.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 1999
Интернет – ресурсы
1) http :// www . pycckoeslovo . ru / - Репетитор по русскому языку
2) http://www . standart . edu , ru – Новый стандарт общего образования
3) http:// school - collection . edu . ru / - Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
4) http:// fcior . edu . ru / - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».