izobrazitelnoe_iskusstvo_fgos_5-7_klass

07.04.2021

X В.А. Серебренникова
В.А. Серебренникова
директор
Подписано: МКОУ АГО "АФАНАСЬЕВСКАЯ СОШ"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»

Приложение №1 к Основной
образовательной программе
основного общего образования
утв. приказом № 141/3 от 31.08.2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Изобразительное искусство»
(5 – 7 классы)
ФГОС

2020 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для обучающихся 5 – 7
классов общеобразовательной школы.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ с изменениями
Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
N 1897)с изменениями и дополнениями(в редакции от 31.12.2015 г.),
с учетом
Примерной основной образовательной программы основного общего
образования(одобренарешением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Рабочая программа предполагает использование учебников:
Изобразительное искусство
Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций М.: Просвещение
Неменская Л.А.; Изобразительное Искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб.
для общеобразоват. организаций М.: Просвещение
Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни
человека. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение
Цели изучения предмета.
Цели изучения предмета. Программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
ориентирована развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения
ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на
формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и
ценностях русской художественной культуры.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих
целей:
-развитие
художественно-творческих
способностей
учащихся,
образного
и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоциональноэстетического
восприятия
действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного
искусства,
архитектуры
и
дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных
функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры,
дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических)
искусств
на
основе
творческого
опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на
плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности
воспринимать его исторические и национальные особенности
Предмет «Изобразительно искусство» изучается на уровне основного общего
образования в качестве обязательного предмета в 5-7 классах. В учебном плане отводится
102 часа на его изучение: по 34 часа в 5 – 7 классах.

2

Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускник научится:
• характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
создавать декоративные изображения на основе русских образов;
• раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном
искусстве и в современной жизни;
• создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
• создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
• определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с
опорой на народные традиции;
• создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении;
• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);
• выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале
плоскостных или объемных декоративных композиций;
• распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных
промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции
одного из промыслов;
• характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;
• различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
• различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других
народов России;
• находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных
декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных
промыслов;
• различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов
России;
• называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем
состоит различие временных и пространственных видов искусства;
• классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее
значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
• объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
• композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
• создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
• простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
• навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов
(кухонная утварь);
3

• изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
• создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
• строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
• характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство
изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины
пространства;
• передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
• творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры
наклейками на картоне;
• выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
• рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном
искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
• применять перспективу в практической творческой работе;
• навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
• навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила
линейной и воздушной перспективы;
• видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния
и настроения в природе;
• навыкам создания пейзажных зарисовок;
• различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная
перспектива;
• пользоваться правилами работы на пленэре;
• использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о
красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности
живописного произведения;
• навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
• различать
основные
средства
художественной
выразительности
в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
• определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль
формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали,
значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
• пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать
коллажные техники;
• различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж,
пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
• различать и характеризовать виды портрета;
• понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
• пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению,
по памяти;
• видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками
плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
• использовать графические материалы в работе над портретом;
• использовать образные возможности освещения в портрете;
4

• пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
• называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов
и определять их произведения;
• навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры
человека;
• навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
• навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
• рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
• приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками
фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
• характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный
образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
• объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой
живописи;
• изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
• узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
• перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической
картины;
• характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение
значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих
позиций и идеалов;
• узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть
имена великих русских мастеров исторической картины;
• характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской
культуры;
• рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании
образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной
истории;
• называть имена нескольких известных художников объединения «Мир
искусства» и их наиболее известные произведения;
• творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на
выбранный исторический сюжет;
• творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки
композиции на историческую тему;
• творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
• представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из
Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
• называть имена великих европейских и русских художников, творивших на
библейские темы;
• узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских
художников на библейские темы;
• характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
• рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы
Великой Отечественной войны;
• описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и
ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
• творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому
событию или историческому герою;
5

• анализировать
художественно-выразительные
средства
произведений
изобразительного искусства XX века;
• культуре зрительского восприятия;
• характеризовать временные и пространственные искусства;
• понимать разницу между реальностью и художественным образом;
• представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных
иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
• опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;
• собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды
героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
• представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и
творчестве художников-анималистов;
• опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов
животных;
• систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории
архитектуры и дизайна;
• распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
• понимать сочетание различных объемов в здании;
• понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и
материал;
• иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох;
• понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
• различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
• характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в
пространстве городской среды;
• понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение
объемов при взгляде на них сверху;
• осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка –
вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
• применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект
и вспомогательные соединительные элементы;
• применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
• создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
• создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайнпроектов;
• получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в
пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
• приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой
архитектуры;
• характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
• понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX
веков;
• называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
• понимать основы краткой истории костюма;
6

• характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных
принципов дизайна одежды;
• применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в
формировании букета по принципам икэбаны;
• использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными
материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
• отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный
композиционный замысел;
• использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
• узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София
Киевская. Фрески. Мозаики;
• различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.
Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
• различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать
значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной
жизни Руси;
• узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
• характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма
Покрова-на-Рву;
• раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по
характерным особенностям икону и парсуну;
• работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
• различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного пространства;
• сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней
Руси;
• рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
• ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений
изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
• использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
• выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи
XVIII века;
• характеризовать признаки и особенности московского барокко;
• создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале.

Выпускник получит возможность научиться:
• активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов
(литературы, окружающего мира, технологии и др.);

7

• владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою
точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
• понимать специфику изображения в полиграфии;
• различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты,
афиши и др.);
• различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное, фотографическое);
• проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
• создавать художественную композицию макета книги, журнала;
• называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
• называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и
архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и
определять скульптурные памятники;
• называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и
определять их произведения живописи;
• называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и
определять произведения пейзажной живописи;
• понимать особенности исторического жанра, определять произведения
исторической живописи;
• активно воспринимать произведения искусства и аргументированно
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры
и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
• определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники
архитектуры модерна;
• использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов
на предметной плоскости и в пространстве;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины
XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
• создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале;
• узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
• узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском
искусстве и время их развития в истории культуры;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
• применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
композиции на определенную тему;
• понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX
века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
• характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
8

• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура);
• использовать выразительный язык при моделировании архитектурного
пространства;
• характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
• получать представления об особенностях художественных коллекций
крупнейших музеев мира;
• использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной
композицией;
• понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
• понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского
перевоплощения;
• называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский);
• различать особенности художественной фотографии;
• различать выразительные средства художественной фотографии (композиция,
план, ракурс, свет, ритм и др.);
• понимать изобразительную природу экранных искусств;
• характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
• различать понятия: игровой и документальный фильм;
• называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А.
Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
• понимать основы искусства телевидения;
• понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
• применять полученные знания о типах оформления сцены при создании
школьного спектакля;
• применять в практике любительского спектакля художественно-творческие
умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
• добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его
стилевого единства со сценографией спектакля;
• использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно
осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественновыразительных средств фотографии;
• применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки
композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
• пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении
отдельных недочетов и случайностей;
• понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
• применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
• применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
• использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки
и компьютерного монтажа;
• применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
• смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино;
• использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для
формирования школьного телевидения;
• реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике
создания видео-этюда.
9

Содержание учебного предмета.
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический
характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и
декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник
архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный
костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника,
их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская
игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома,
Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по
бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные
искусства.
Художественные
материалы.
Жанры
в
изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ.
Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция.
Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение.
Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения
перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж
в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике.
Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение
головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный
рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие
портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет
в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в
истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции
и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с
натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска
человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи,
Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в
зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная
живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в
русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников
объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические
картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в
изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в
монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль
картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н.
Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).
10

Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных
предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ
времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет
в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство
города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.
Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX
веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды.
Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы
дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура РоссииXI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика.
Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого
Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек,
Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения
Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство
«бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии
(графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование
обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С.
Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в
Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре
(В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин,
М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века
(П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И.
Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И.
Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский
стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения
Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй
половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,
сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной
архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре
(Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей,
Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография
11

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и
художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и
маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский).
Опыт
художественно-творческой
деятельности.
Создание
художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной
фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет,
ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа
экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и
средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в
кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского
кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и
др.). Художественно-творческие проекты.

12

Тематическое планирование 5 класс.
ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Раздел
Тема урока
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве
Убранство русской избы
Внутренний мир русской избы
Конструкция и декор предметов народного быта
Промыслы нашего края
Русская народная вышивка
Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Связь времён в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках
Искусство Гжели
Городецкая роспись
Хохлома
Жостово. Роспись по металлу
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте,
Промыслы нашего края
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
(обобщение темы)
Декор – человек, общество, время
Зачем людям украшения
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Украшения в жизни древних обществ. Декоративное искусство древней
Греции.
Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.
Одежда «говорит» о человеке
Одежда «говорит» о человеке
Одежда «говорит» о человеке
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство
Современное декоративное искусство.
Ты сам мастер. Витраж
Ты сам мастер. Витраж
Ты сам мастер. Декоративные вазы
Ты сам мастер. Декоративные вазы
Итоговое обобщение
Резервное время*
Резервное время*

Количество
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1

*Резервное время может быть использовано на образовательные практики,
проведение административных, диагностических работ, или коррекционную
работу по итогам тематического контроля.

Тематическое планирование 6 класс.
№

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Раздел
Тема урока

Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
Рисунок — основаизобразительноготворчества
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий
Пятно как средство выражения. Ритм пятен
Цвет. Основы цветоведения
Цвет в произведениях живописи
Объемные изображения в скульптуре
Основы языка изображения(обобщение темы)
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника
Изображение предметного мира — натюрморт
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и тень
Натюрморт в графике
Цвет в натюрморте
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема искусства
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
Изображение головы человека в пространстве
Портрет в скульптуре
Графический портретный рисунок
Сатирические образы человека
Образные возможности освещения в портрете
Роль цвета в портрете
Великие портретисты прошлого. Портрет XX века
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве
Изображение пространства
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива
Пейзаж – большой мир
Пейзаж настроения. Природа и художник
Пейзаж в русской живописи
Пейзаж в графике
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и
смысл(итоговое обобщение)
Резервное время*

Количество
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

*Резервное время может быть использовано на образовательные практики,
проведение административных, диагностических работ, или коррекционную
работу по итогам тематического контроля.

Тематическое планирование 7 класс.
№
1
1
2
3
4
2
5
3
6
4
7-8
9
1
10
11
2
12
13
3
14
15
4
16
17
1
18
2
19-20
3
21-22
4
23
24
5
25
6
26-27
1
28
29
30
2
31
32
33
34

Раздел. Тема урока
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду
пространственных искусств. Мир, который создает человек.

Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или
«Внесем порядок в хаос!».
Прямые линии и организация пространства.
Цвет — элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква — строка — текст.
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне
В бескрайнем мире книг и журналов.
Многообразие форм графического дизайна.
Обобщающий урок.
В мире вещей и зданий.
Объект и пространство.
От плоскостного изображения к объемному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое.
Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность.
Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Роль цвета в формотворчестве.
Обобщающий урок.
Город и человек.
Город сквозь времена и страны.
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра.
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города.
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома.
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды
интерьера.
Природа и архитектура.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты — архитектор.
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Мой дом — мой образ жизни.
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты.
Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
Обобщающий урок.
15

Кол-во часов

9
1
1
1
1
1
1
2
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
2
2
1
1

1

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».